Форум по развитию электромобильности «E-Mobility 2020»

16 октября 2020 года Министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич принял участие в Форуме по развитию электромобильности «E-Mobility 2020», который впервые прошел в Минске.

Площадка форума — это хорошая возможность комплексно проанализировать текущее состояние дел в сфере электротранспорта и перспективы его развития в Беларуси, определить стратегию дальнейших действий в данном направлении.

В мероприятии приняли участие представители Минэнерго, ПО «Белоруснефть», Минпрома, Минтранса, Минприроды, Академии наук Беларуси, Госстандарта, Госавтоинспекции, а также предприятий и компаний, деятельность которых связана с электротранспортом.

Переход на электротранспорт – один из основных трендов мирового развития. Глобальный рынок электромобилей динамично расширяется и, по всем прогнозам, будет расти, отметил Виктор Каранкевич в своем выступлении. Так, в 2019 году количество электромобилей в мире увеличилось на 2,3 млн. и превысило 7 млн единиц. Прогнозируется, что к 2030 году 20 % мирового автопарка будет электрическим. «Развитие электротранспорта открывает качественно новые возможности для городского планирования и значительного улучшения экологической ситуации. И что не менее важно — это мощный импульс для создания новых высокотехнологичных производств в промышленности», — считает Министр.

По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году число электромобилей увеличится почти до 127 млн, электробусов — до 1,5 млн. Ожидается, что спрос на аккумуляторные батареи увеличится в 15 раз.

«И если лет 10 назад такие прогнозы казались чем-то далеким, то сегодня мы воспринимаем это как объективную реальность. Наша страна рассматривает электромоблилизацию как одно из перспективных направлений развития», — подчеркнул руководитель Министерства.

Министерство энергетики не стоит в стороне от процессов электромобилизации. «В качестве пилотного проекта РУП «Гомельэнерго» было закуплено семь электромобилей для обслуживания производственных маршрутов. Мы видим, что они дают реальную экономию, нет каких-то особых проблем с обслуживанием таких машин. Поэтому буквально на днях мы обсуждали перспективы продолжения этого проекта и возможность новых закупок электротранспорта уже для РУП «Минскэнерго»», — рассказал Виктор Каранкевич.

Главным преимуществом «зеленого» автомобиля является возможность экономить. Для сравнения, используемые на производственных маршрутах в РУП «Гомельэнерго» электромобили при среднемесячном пробеге в 1650 км потребляют электроэнергии от собственных источников в среднем на 50 рублей, затраты на такой же пробег автомобилей с двигателем внутреннего сгорания составляют около 194 рублей. Кроме того, в электромобиле на 30 % меньше компонентов, чем в обычной машине, соответственно, и эксплуатационные расходы значительно ниже.

В рамках реализации Комплексного плана развития электроэнергетической сферы Министерство энергетики выполнило оценку потенциала повышения электропотребления при развитии электромобильного транспорта. Если его количество в Беларуси вырастет до 10 тыс. единиц, объем электропотребления увеличится примерно до 80 млн. кВтч. В случае, если это число достигнет уровня в 30 тыс. единиц, электропотребление составит порядка 250 млн. кВтч.

Сегодня автопарк Беларуси насчитывает более чем в 3 млн. авто. Подсчитано, что полный переход на электромобили обеспечит потребление электроэнергии на уровне 12 млрд. кВт·ч. «Сегодня кажется, что это вряд ли достижимо. Но электромобили постепенно становятся доступнее, их характеристики улучшаются. Если раньше они были в диковинку, сегодня для многих это повседневный транспорт. Ведущие страны мира стремятся к полному переходу на электротранспорт. Думаю, и мы с вами к этому придем», — сказал он.

Одна из главных задач для этого — развитие электрозарядной инфраструктуры. Министерство энергетики во взаимодействии с ПО «Белоруснефть» активно участвует в создании зарядной сети для электромобилей. Так, за прошлый год было подключено 132 зарядных станции, в этом году будет еще 142.

«Запуск Белорусской атомной электростанции откроет новые возможности не только для развития электротранспорта. Этот важнейший для страны и энергетической отрасли проект будет иметь синергетический эффект на десятилетия вперед», — обратил внимание Виктор Каранкевич. Ввод в эксплуатацию АЭС позволит обеспечить более трети внутренних потребностей страны в электроэнергии, ежегодно замещать 4,5 млрд. м.куб природного газа, что существенно укрепит энергетическую безопасность Беларуси. Объем сокращения выбросов парниковых газов составит более 7 млн. тонн в год. Это существенно улучшит экологическую обстановку в стране, а также позволит внести значительный вклад в общее дело по смягчению последствий изменения климата в мире.

В настоящее время готовность первого энергоблока Белорусской атомной станции составляет 98 %. В реакторную установку загружено ядерное топливо, проведены гидроиспытания, запущена цепная реакция, реакторная установка выведена на минимально контролируемый уровень мощности. Следующим этапом станет энергетический пуск первого энергоблока с включением в энергосистему страны и производством первых киловатт-часов. Ввод первого энергоблока в промышленную эксплуатацию планируется в первом квартале 2021 года, второго — запланирован на 2022 год.

«Таким образом, совсем скоро Беларусь получит экономически выгодный, экологический чистый источник энергии, преимущества которого будут ощутимы как для экономики, так и для населения. И электротранспорт — это как раз то направление, которое сможем успешно развивать. Уверен, здесь у нас хорошие перспективы», — сказал Виктор Каранкевич.

Благоприятные условия для этого уже созданы: указом Президента приняты стимулирующие меры для роста спроса на электромобили. Льготы распространяются как при покупке электротранспорта, так и при создании зарядной инфраструктуры. Как результат, число электромобилей с момента действия указанных мер в нашей стране выросло более чем вдвое и сейчас составляет около 1200 единиц.

Материалы по итогам форума по развитию электромобильности «E-Mobility 2020»: